ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ

 

 

Konchalovsky_Gde_sdaut_krov_1942_tambov

 

 

В нынешнем декабре на ежегодной выставке "Арт­манеж" в Москве было представлено большое полотно П. Кончаловского "Где здесь сдают кровь?" (1942г.). Произведение, уже ставшее раритетом, ненадолго покинуло Тамбов, чтобы жители столицы могли увидеть его в оригинале, и вызвало повышенный интерес как у посетителей выставки, так и у прессы. Сюжет с выступлением директора Тамбовской областной картинной галереи Тамары Николаевны Шестаковой был показан по центральному каналу "Культура". Следует заметить, что одновременно в залах Третьяковской галереи экспонировалась персональная выставка Кончаловского.

 

Тамбовская картинная галерея обладает целым рядом произведений, история создания и появления которых в коллекции галереи носит непростой, но по-своему увлекательный характер. Прежде чем рассказать о картине П.Кончаловского "Где здесь сдают кровь?", не будет лишним напомнить о её авторе.

Петр Петрович Кончаловский (1876—1956) — известный русский живописец, в творчестве которого всегда преобладало яркое жизнеутверждающее начало. Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Был участником выставок художественных объединений "Бубновый валет" и "Мир искусства". С 1918 года профессор живописи во ВХУТЕМАСе. Народный художник РСФСР.

Даже в периоды суровых испытаний П.Кончаловский создавал образы современников, показывая их жизнелюбие и уверенность в будущем. Историю создания картины "Где здесь сдают кровь?" мы находим в автобиографическом очерке художника. Повествуя о своей работе в столице в трудное для неё время, Кончаловский пишет: "Выйдя однажды на улицу в одном из переулков зимней Москвы, заваленной снежными сугробами, с казачьими разъездами, с окнами, забитыми фанерой, совсем особенной военной Москвы, я услыхал звонкий веселый голос: "Где здесь сдают кровь?" Обернувшись, я увидел ту сцену, которую и изобразил в картине того же названия... Вся зима 1942 года оказалась посвящённой этой картине, этюдам к ней и зимним пейзажам".

Композиция картины включает группу девушек и красноармейцев, объясняющих, как пройти к донорскому пункту. Основное внимание художник уделяет изображению девушек, находя для каждой из них индивидуальные оттенки характера, накладывающие отпечаток на внешний облик героинь. "Я был совершенно поражён и восхищён этими девушками, пожелавшими отдать свою кровь бойцам, их бодростью в тот трагический момент, который переживала Москва", — пишет автор в своём очерке. Интересно отметить, что героини Кончаловского чем-то напоминают боярышень с полотен прославленного русского живописца Василия Сурикова. Известно, что художник был женат на его дочери Ольге Васильевне Суриковой, но в данном случае речь идёт о сознательном следовании Кончаловского традициям суриковского письма. С творческой манерой Сурикова картину роднит и составляющий важную часть работы пейзажный фон: розовато-серое утреннее небо, отливающий голубизной снег, скрытый в туманной дали сад. Во всем этом ощущается дыхание крепкого русского мороза, разрумянившего девичьи лица.

В своём отношении к событиям военной поры П.Кончаловский оставался убеждённым оптимистом, глубоко верящим в победу над врагом. В картине "Где здесь сдают кровь?" художник использовал лишь частный эпизод из времён Великой Отечественной войны, но созданные им на полотне художественные образы служат живым воплощением неиссякаемых нравственных сил народа.

После того как картина экспонировалась в 1940 годы на нескольких крупных выставках, она была приобретена у автора и передана в город Котовск во Дворец культуры при военном пороховом заводе. Долгие годы полотно находилось в фойе перед кинозалом, без рамы, прибитое к стене гвоздями за подрамник. Вплотную были поставлены стулья, и живопись внизу постепенно стиралась шапками сидящих около картины посетителей. В таком виде её и застала директор открывшейся в Тамбове весной 1961 года картинной галереи Валентина Михайловна Козлова, которая приехала в Котовск с передвижной выставкой и чтением лекции.

Затем начались переговоры с дирекцией завода о передаче произведения П. Кончаловского в собрание картинной галереи. Всё было не просто, картина числилась на балансе завода, галерея не сразу смогла найти необходимую сумму, поэтому процесс этот был длительным. В течение нескольких лет сотрудники галереи периодически выезжали во Дворец культуры для переговоров.

Когда вопрос был решён, дирекция галереи прежде всего позаботилась о реставрации картины. В Котовск выехал главный хранитель Владимир Иванович Михайлов, и в сопровождении специалистов, вызванных из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря, произведение было отправлено в Москву, где было восстановлено под руководством реставратора высшей категории В.Танаева. Он же привёз наконец картину в Тамбов, где она была оформлена в раму, и с 1967 года полотно П.Кончаловского "Где здесь сдают кровь?" появилось в экспозиции картинной галереи.

За прошедшие годы пришлось неоднократно проводить работы по укреплению красочного слоя: холст перевозили свёрнутым в рулон, появились небольшие вертикальные трещины, до сих пор сохранились следы от гвоздей, которыми картина была прибита к стене. Но так как художник был не просто талантлив, но очень строго соблюдал технологию живописи, о чём неоднократно писал в своих воспоминаниях, его произведение в целом сохранилось в хорошем состоянии. Это позволило дирекции тамбовской галереи принять приглашение для участия в недавней московской выставке.

 

Роза МИХАЙЛОВА
Художник-реставратор, искусствовед